УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»
Методическая разработка на тему:
«Путешествие в страну Вообразилию»
Автор: Сейткалиева Карлгаш Сарсенбаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
р.п. Степное,
2018 год
Цель: Способствовать развитию словесного творчества детей.
Задачи:
- Развитие монологической и диалогической речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, пополнение словарного запаса.
- Развитие воображения, фантазии, мышления, творчества, активности, эмоциональности и самостоятельности.
- Расширение знаний и представлений о мире и о себе.
- Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
- Повышение уровня самооценки.
Образовательные области: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное.
Области применения:
- с детьми: в непрерывной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности и театрализованной деятельности;
- в работе с родителями.
Разработано для: педагогов, детей в возрасте от 4 до 7 лет и их родителей (законных представителей).
Форма организации: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная),
Оборудование для изготовления пособия: «Волшебный» чемоданчик, картинки, раскраски, рисунки, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, скотч, магнитные листы для творчества.
Введение. Актуальность.
Работая с детьми и наблюдая за их речевым развитием, я пришла к определенным выводам. К сожалению, у многих детей к моменту перехода в начальную школу, уровень речевого развития ниже положенной нормы, которая необходима для успешного обучения и всестороннего развития ребенка как полноценной личности. Бедна монологическая и диалогическая речь, скуден словарный запас. Дети не всегда могут эмоционально, с помощью мимики и жестов, передать свои впечатления от увиденного и услышанного, выразить своё настроение.
А сказка является отличным средством устранения всех этих проблем. Сказки, как известно, разделяют на несколько видов:
- народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов);
- художественные (наиболее привычные, распространённые сказки);
- авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов).
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки, они учат детей добру, сопереживанию, смелости и т.д. Но, сказка, сочинённая самим ребёнком, даёт ему возможность поучаствовать в любимой, или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыгрывая её в лицах… Это же мечта любого малыша! Воплощая её, я использую сказку, как волшебный ключик к дверце детской души. Игра в сказку вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Самостоятельное сочинение сказок способствует не только речевому развитию. Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок -
- Во-первых: эмоционально переживает вместе с героем придуманную им же самим историю, с присущей в этом возрасте, открытостью и доверием;
- Во-вторых: показывает, каким он видит решение проблем;
- В-третьих: сам (!) выпутывается из сложных жизненных ситуаций, в которые попадает герой.
Всем известно, что дети лучше и легче воспринимают и понимают зрительные образы, чем словесные описания. Для активизации речи в помощь детям мной было разработано дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик».
Процесс изготовления дидактического пособия:
Изготовить дидактический материал для самостоятельного сочинения сказок не составляет никакого труда, достаточно найти интересные картинки с изображением всевозможных предметов, животных, людей, природных явлений, деревьев, цветов и т.д. К изготовлению дидактического материала привлекаем детей, предлагая нарисовать и раскрасить свои картинки. Затем, чтобы материал прослужил как можно дольше, его можно заламинировать на специальном оборудовании, или же с помощью обычного скотча. После этого вырезаем фигурки, изображения. Затем с обратной стороны картинки, приклеиваем специальный «магнит для творчества». Наш дидактический материал готов. Складываем его в красивый чемоданчик, сундучок или просто красиво оформленную коробку. Пособие может использоваться как настольная игра, так и как вариант на магнитной доске.
Методы и приёмы используемые во время игр и непрерывной образовательной деятельности с дидактическим пособием:
Представленный материал изготовлен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие строится на основе предыдущих знаний и совместных действий воспитателя и детей);
• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес);
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
• Принцип психологической комфортности.
Для достижения цели используются следующие методы и приемы:
• Наглядный метод (работа с картинками)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения, сочинение сказок с помощью картинок)
• Словесный метод (сочинение сказки, пересказ, драматизация и т.д.)
• Прием эмоциональной заинтересованности
• Игровой прием
• Исследовательский метод
Способ применения в работе с детьми по развитию речи:
Придумывание сказки - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм и др.
Нашим детям очень нравится самим придумывать различные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми, помогают понять их внутренний мир, они очень интересны, эмоциональны. Придуманные детьми герои, как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. С самого начала у детей не получается сочинить сказку самим. В таком случае следует, предложить им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.
Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.
У сказки должны быть:
- вступление (завязка);
- основное действие;
- развязка + эпилог (желательно).
Обязательно сказка должна учить чему-то хорошему.
Наличие этих составляющих придаст детскому творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, у малышей не всегда могут присутствовать эти составляющие, поэтому здесь будут уместны наводящие вопросы. Можно подсказать ребёнку сюжет или действие героя с помощью персонажа - картинки, (я, например, просто предлагаю её ребёнку).
Очень интересен и такой прием, как прием цепочки. Он используется для коллективного сочинения истории. Этот прием строится следующим образом: один ребенок называет любое слово, другой ребенок называет другое слово, при этом связывает его с предыдущим. К примеру, первое слово «самолёт», (а у магнитной доски стоит ребенок, который выкладывает картинки с названным словом), а другое слово «птичка», а сказка в итоге, например, строится так: «Однажды встретились в небе самолёт и птичка». Третий ребенок, например, назвал слово «дождь» и, связывая его с предыдущим, получается: «самолёт совсем не боялся промокнуть, потому что он был сделан из железа, а птичьи пёрышки могли промокнуть и поэтому…». И так сочиняется вся сказка. Когда каждый ребенок в группе придумает по слову или предложению - на доске выкладывается сказка.
Также можно использовать пособие и в играх - драматизациях. Только вместо себя, как героев, дети используют картинки.
Ёщё один из интересных способов применения дидактического материала это использование его в таком приёме сочинительства как, смешивание сюжетов. Подбираются два набора персонажей из двух знакомых сказок, и на основе этого сочиняется новая интересная сказка. Например «Три поросёнка отправились на лужайку, где стояла избушка семерых козлят», или «Красная шапочка встретила в лесу сестрицу Алёнушку и братца Иванушку».
Сказки, которые сочиняет ребенок, обязательно нужно записывать. Во-первых, так ребенок почувствует, что его старания не пропали, ощутит гордость за свое творчество. Во-вторых, и, возможно, это самое главное – запись сказки под диктовку очень эффективно развивает речь малыша. Ребенок должен не просто сочинить сказку, но и грамотно рассказать ее, а это заставляет его обдумывать каждое свое слово, учиться формулировать предложения. После того, как вы запишете предложение, прочитайте его вслух – возможно, вы подскажете малышу, что нужно исправить (например, убрать повторяющиеся слова).
Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития речи, мышления детей, освоения ими опыта предыдущих поколений!
Использованная литература:
https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/4042.html
https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=68683#close
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_nauchitsya_samim_sochinyat_detskie_skazki_vop_zn_
http://www.vse-pro-detey.ru/kak-nauchitsya-sochinyat-skazki/
https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_sochinitelstva_skazok_i_veselyh_istoriy/ .
http://studopedia.su/10_75835_metodika-obucheniya-detey-sochineniyu-rasskazov-i-skazok.html
spitaniya/metodika_sochinitelstva_skazok_i_veselyh_istoriy/ .
http://studopedia.su/10_75835_metodika-obucheniya-detey-sochineniyu-rasskazov-i-skazok.html
|