Главная » Статьи » Мои статьи

методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

«Путешествие в страну Вообразилию»

 

 

 

Автор:  Сейткалиева Карлгаш Сарсенбаевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

 

 

 

 

р.п. Степное,

2018 год

Цель:  Способствовать развитию словесного творчества детей.

Задачи:

- Развитие монологической и диалогической речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, пополнение словарного запаса.

- Развитие воображения, фантазии, мышления, творчества, активности, эмоциональности и  самостоятельности.

- Расширение знаний и представлений о мире и о себе.

- Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.

- Повышение уровня  самооценки.

Образовательные области:  речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное.

Области применения:

- с детьми: в непрерывной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности и театрализованной деятельности;

- в работе с родителями.

Разработано для: педагогов, детей в возрасте от 4 до 7 лет и их родителей (законных представителей).

Форма организации: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная),

Оборудование для изготовления пособия:  «Волшебный» чемоданчик, картинки, раскраски, рисунки, карандаши, фломастеры, краски,  ножницы, скотч, магнитные листы для творчества.

 

Введение.  Актуальность.

Работая с детьми и наблюдая за их речевым развитием, я пришла к определенным  выводам. К сожалению, у многих детей к моменту перехода в начальную школу, уровень речевого развития ниже положенной нормы, которая необходима для успешного обучения и всестороннего развития ребенка  как полноценной личности. Бедна монологическая и диалогическая речь, скуден словарный запас. Дети не всегда могут эмоционально, с  помощью мимики и жестов, передать свои впечатления от увиденного и услышанного, выразить своё настроение.

     А сказка является отличным средством устранения всех этих проблем. Сказки, как известно, разделяют на несколько  видов:

  • народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов);
  • художественные (наиболее привычные, распространённые сказки);
  • авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов).

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки, они учат детей добру, сопереживанию, смелости и т.д. Но, сказка,  сочинённая самим ребёнком, даёт  ему возможность поучаствовать в любимой,  или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыгрывая её в лицах… Это же мечта любого малыша! Воплощая её, я  использую сказку, как волшебный ключик к дверце детской души. Игра в сказку вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Самостоятельное сочинение сказок способствует не только речевому развитию.  Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок - 

  • Во-первых: эмоционально  переживает вместе с героем придуманную им же самим историю, с присущей в этом возрасте,  открытостью и доверием;
  • Во-вторых: показывает, каким он видит решение проблем;
  • В-третьих: сам (!) выпутывается из сложных жизненных ситуаций, в которые попадает герой.

Всем известно, что дети лучше и легче  воспринимают и понимают зрительные образы, чем словесные описания. Для активизации речи в помощь детям мной было разработано дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик».

 

Процесс изготовления дидактического пособия:

Изготовить дидактический материал  для самостоятельного сочинения сказок не составляет никакого труда, достаточно найти интересные картинки с изображением всевозможных предметов, животных, людей, природных явлений, деревьев, цветов и т.д. К изготовлению дидактического материала привлекаем детей, предлагая  нарисовать и раскрасить свои картинки. Затем, чтобы материал прослужил как можно дольше, его можно заламинировать на специальном оборудовании, или же с помощью обычного скотча.  После этого вырезаем фигурки, изображения. Затем  с обратной стороны  картинки, приклеиваем специальный «магнит для творчества». Наш дидактический материал готов. Складываем его в красивый чемоданчик, сундучок или просто красиво оформленную коробку. Пособие может использоваться как настольная игра, так и  как вариант на магнитной доске.

 

Методы и приёмы используемые во время игр и непрерывной образовательной деятельности с дидактическим пособием:

Представленный материал изготовлен  в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

•    Принцип непрерывности (занятие строится на основе предыдущих знаний и совместных действий воспитателя и детей);

•    Принцип активности (поддерживается  мотивация и интерес);

•    Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

•    Принцип психологической комфортности.

 

Для достижения цели используются следующие методы и приемы:

•    Наглядный метод (работа с  картинками)

•    Наглядно-практический метод (творческие упражнения, сочинение сказок с помощью картинок)

•    Словесный метод (сочинение сказки, пересказ, драматизация и т.д.)

•    Прием эмоциональной заинтересованности

•    Игровой прием

•    Исследовательский метод

 

Способ применения в работе с детьми по развитию речи:

Придумывание  сказки - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти  задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм и др.

Нашим детям очень нравится самим придумывать различные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми, помогают понять их внутренний мир, они очень интересны, эмоциональны. Придуманные детьми герои, как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. С самого начала  у детей не получается сочинить сказку самим.  В таком случае следует, предложить им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение  сказки.

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка);
  • основное действие;
  • развязка + эпилог (желательно).

Обязательно сказка должна учить чему-то хорошему.

Наличие этих составляющих придаст детскому  творческому произведению  правильный законченный вид. Обратите внимание, у малышей не всегда могут  присутствовать эти составляющие, поэтому здесь будут уместны наводящие вопросы.  Можно  подсказать ребёнку сюжет или действие героя с помощью персонажа - картинки, (я, например, просто предлагаю её ребёнку).

Очень интересен и такой прием, как прием цепочки. Он используется для коллективного сочинения истории. Этот прием строится следующим образом: один ребенок называет любое слово, другой ребенок называет другое слово, при этом связывает его с предыдущим. К примеру, первое слово «самолёт»,  (а у магнитной доски стоит ребенок, который выкладывает картинки с названным словом), а другое слово «птичка», а сказка в итоге, например, строится так: «Однажды встретились в небе самолёт и птичка». Третий ребенок, например, назвал слово «дождь» и, связывая его с предыдущим, получается: «самолёт совсем не боялся промокнуть, потому что он был сделан из железа, а птичьи пёрышки  могли  промокнуть и поэтому…». И так  сочиняется вся сказка. Когда каждый ребенок в группе придумает по слову или предложению  -  на доске выкладывается сказка.

Также можно использовать пособие и в играх - драматизациях. Только вместо себя, как героев,  дети используют картинки.

Ёщё один из интересных способов применения дидактического материала это использование его в таком приёме сочинительства как, смешивание сюжетов. Подбираются два набора персонажей из двух знакомых сказок,  и на основе этого сочиняется новая интересная сказка. Например «Три поросёнка отправились на лужайку,  где стояла избушка семерых козлят», или «Красная шапочка встретила в лесу сестрицу Алёнушку  и братца Иванушку».

Сказки, которые сочиняет ребенок, обязательно нужно записывать. Во-первых, так ребенок почувствует, что его старания не пропали, ощутит гордость за свое творчество. Во-вторых, и, возможно, это самое главное – запись сказки под диктовку очень эффективно развивает речь малыша. Ребенок должен не просто сочинить сказку, но и грамотно рассказать ее, а это заставляет его обдумывать каждое свое слово, учиться формулировать предложения. После того, как вы запишете предложение, прочитайте его вслух – возможно, вы подскажете малышу, что нужно исправить (например, убрать повторяющиеся слова).

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития речи, мышления детей, освоения ими опыта предыдущих поколений!

 

Использованная литература: 

https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/4042.html

https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=68683#close

http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_nauchitsya_samim_sochinyat_detskie_skazki_vop_zn_

http://www.vse-pro-detey.ru/kak-nauchitsya-sochinyat-skazki/

https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_sochinitelstva_skazok_i_veselyh_istoriy/ .

http://studopedia.su/10_75835_metodika-obucheniya-detey-sochineniyu-rasskazov-i-skazok.html

spitaniya/metodika_sochinitelstva_skazok_i_veselyh_istoriy/ .

http://studopedia.su/10_75835_metodika-obucheniya-detey-sochineniyu-rasskazov-i-skazok.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mskss81 (14.04.2018) | Автор: методическая разработка
Просмотров: 174 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar